Концертный зал имени П.И.Чайковского

Адрес
Триумфальная площадь, д. 4/31
Метро
Маяковского
Телефон
495 232 04 00
Концертный зал имени П.И.Чайковского

«В Зале Чайковского лгать не удастся.
Синие кресла срываются с круга –
белой полоскою, как адидасы.
Здесь тренируется Сборная духа».
Андрей Вознесенский. «Зал Чайковского», 1999

Триумфальная площадь, 4/31 — этот адрес хорошо знаком московским меломанам и музыкантам всего мира. Здесь, в здании Московской государственной академической филармонии, расположен один из лучших и самых известных концертных залов Москвы и России, который носит имя Петра Ильича Чайковского. В 2010 году зал отмечает свое 70-летие.

«Все музы будут в гости к нам» — так, немного перефразируя одну из гениальных строк А.С.Пушкина, можно сказать о Зале имени Чайковского. Опера, балет, симфоническая, камерная, вокальная, хоровая музыка, фольклор, народный танец, джаз, драма, художественное слово… — пожалуй, нет такого жанра, которому не нашлось бы места на этой прославленной сцене.

Концертному залу имени Чайковского — 7 десятилетий, но богатая и разнообразная творческая жизнь, здесь, на месте современного монументального здания с уникальной архитектурой на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади, началась еще в первые годы ХХ века. Именно тут с 1901 года располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже — театр легкого жанра «Зон», а после революции Театр РСФСР. В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте нынешнего Театра Сатиры, — популярный в свое время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-Холл.

В 1922 году здание было передано ТИМу — Театру имени Вс. Мейерхольда. В течение 10 лет здесь с триумфом шли знаменитые спектакли Мастера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А.Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году ТИМ переехал в помещение нынешнего театра им. Ермоловой, а в здании на Триумфальной площади началась серьезная перестройка и реконструкция.

По замыслу великого режиссера-реформатора, новый дом его труппы должен был стать самым большим и современным в Москве, оснащенным по последнему слову техники. Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимо в наши дни.

Главной же задачей режиссера было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». И хотя трагические события конца 1930-х подвели черту под всеми творческими замыслами Мейерхольда (в 1939 году он был арестован и в феврале 1940-го расстрелян), многое из того, что рождалось в его воображении, не потеряло своей актуальности и сегодня.

По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (А.В.Щусев, М.Г.Бархин и С.Е.Вахтангов — сын Е.Б.Вахтангова) успели к 1938 году построить основной костяк здания — в кирпиче и бетоне. Не были проработаны только отделка и фасад. После закрытия театра Мейерхольда недостроенное здание было передано Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1940 году была закончена внутренняя отделка нового зала. Архитекторы Д.Н.Чечулин и К.К.Орлов, возглавившие работу по перестройке здания, в целом сохранили прежнюю планировку. Д.Н.Чечулин в дальнейшем внес значительный вклад и в убранство площади, которая с 1935 по 1992 гг. носила имя Владимира Маяковского. Он является архитектором здания гостиницы «Пекин» и памятника великому поэту, установленного на площади Маяковского в 1958 году.

Тем временем своеобразная «площадь искусств» прирастала все новыми адресами. В одном из зданий с 1937 по 1970 гг. радовал детей и взрослых своими спектаклями Государственный театр кукол под руководством С.В.Образцова. В другом с 1961 по 1974 гг. располагался театр «Современник». С 1959 «соседом» Концертного зала имени Чайковского стал Театр им. Моссовета, переехавший в здание, построенное на месте старого зимнего театра «Аквариум»; с 1965 — Театр Сатиры. Чуть дальше находится музей М.А.Булгакова…

В конструкции Зала имени Чайковского многое осталось от первоначального проекта. Можно смело сказать, что своим нынешним обликом зал во многом обязан именно Всеволоду Мейерхольду и его гениальным идеям. В частности, идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается прекрасный обзор сцены со всех сторон. Эти условия отчасти были сохранены в новом концертном зале, имеющем эллипсообразную форму, которая обеспечивает отличное восприятие происходящего на сцене. В современном помещении зала воплотились и некоторые другие новаторские идеи Мейерхольда. И символично, что именно здесь отмечались 100-летие и 125-летие со дня рождения великого режиссера.

В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», уникальный проект которой получил мировое признание. В том же году он завоевал Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция «Маяковская» имеет статус памятника архитектуры, а в 2001 году включена в список памятников истории и культуры как один из ценнейших архитектурных объектов столицы.

Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П.И.Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Лев Оборин, Пантелеймон Норцов, Елена Кругликова, Вера Давыдова и Марк Рейзен.

Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени Чайковского принес залу всесоюзную известность. Вскоре афиши нового зала украсили имена дирижёров Николая Голованова, Александра Мелик-Пашаева, Евгения Мравинского, Натана Рахлина, Карла Элиасберга; пианистов Константина Игумнова, Владимира Софроницкого, Марии Юдиной, Эмиля Гилельса, Якова Флиера, Якова Зака, Григория Гинзбурга; скрипача Давида Ойстраха; виолончелиста Святослава Кнушевицкого; вокалистов Валерии Барсовой, Надежды Обуховой, Марии Максаковой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского. Среди ярких событий сезона — концертное исполнение оперы Бетховена «Фиделио» (к 170-летию со дня рождения композитора) и авторский вечер Сергея Прокофьева, в котором Пятую фортепианную сонату исполнил молодой Святослав Рихтер. В зале проходили выступления Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, Хора имени Пятницкого, Оркестра русских народных инструментов под управлением Николая Осипова и других коллективов.

Во вновь открытом зале был установлен старинный орган фирмы «Э.Ф.Валькер» (Людвигсбург, Германия), более 100 лет (с 1839 г.) находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нем играл П.И.Чайковский).

Но мирная жизнь была прервана с началом Великой Отечественной войны. Многие музыканты были призваны в действующую армию либо добровольно ушли на фронт, стали участниками фронтовых концертных бригад. В вестибюле Зала имени Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, отдавших жизнь на полях сражений.

Тем не менее, в суровую пору войны филармоническая жизнь продолжалась, и 5 октября 1941 года в Зале имени Чайковского открылся второй концертный сезон. Концерты шли, несмотря на осадное положение, несмотря на то, что жестокие бои проходили у границ Москвы, в районе Волоколамского шоссе (едва ли не в десятке километров от зала), подчас и под звуки сирены воздушной тревоги — в подвале здания было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации, а на крыше находилась зенитная установка. Зал почти не отапливался, но артисты выступали всегда только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше зала для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» 6 ноября, после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

Всего за четыре военных сезона в Зале имени Чайковского состоялось около 1500 концертов, прошли торжественные заседания в честь памятных дат А.С.Пушкина, М.И.Глинки, И.Е.Репина. Мероприятия посетили более 2 млн. зрителей.

С наступлением мирной эпохи филармоническая жизнь и жизнь Концертного зала им. П.И. Чайковского получили новые творческие импульсы. В первые послевоенные годы публика наслаждалась искусством практически всех выдающихся отечественных исполнителей и коллективов, среди которых были солисты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Владимир Софроницкий, Яков Зак, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Леонид Ройзман, Зара Долуханова, Иван Козловский, Сергей Лемешев; Квартет им. Бетховена; дирижёры Николай Аносов, Александр Гаук, Николай Голованов, Кирилл Кондрашин, Самуил Самосуд; Государственный симфонический оркестр СССР, Московский государственный симфонический оркестр, оркестр Всесоюзного радио… Состоялись концертные исполнения опер «Война и мир» Прокофьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Чио-Чио-сан» Пуччини, музыкально-драматические спектакли «Пер Гюнт», «Арлезианка», «Сон в летнюю ночь», «Эгмонт» (в постановке Всеволода Аксенова), премьеры сочинений советских композиторов, причем многие — с участием авторов: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского… Здесь же проходили «Пушкинские чтения», торжественные заседания к 800-летию Москвы, 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, творческие вечера лучших московских театров, блистательных актрис Веры Марецкой и Любови Орловой, популярных мастеров эстрады Ирмы Яунзем, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина. В 1947 году в зале шли съемки знаменитого кинофильма «Первая перчатка».

В 1950-е годы на афише Зала имени П.И.Чайковского появились названия новых коллективов, ставших необычайно популярными: симфонического оркестра Московской филармонии во главе с Самуилом Самосудом, созданного в 1951 году при Радиокомитете, а в 1953 вошедшего в число коллективов Московской филармонии, Московского камерного оркестра (основан в 1956 Рудольфом Баршаем, ныне Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина), Квартета имени Бородина (официально созданного в 1945, с 1956 года носящего имя великого русского композитора). В 1965 году к ним присоединился Ансамбль солистов «Мадригал», основанный композитором и клавесинистом Андреем Волконским. Для них, как и для многих других коллективов, возникших в предыдущие и в последующие годы, Московская филармония и Зал имени Чайковского стали по-настоящему родным домом.

Начиная с 1950-х годов, зал был ареной нескольких матчей на первенство мира по шахматам (1951 — М.Ботвинник — Д.Бронштейн, 1954 и 1957 — М.Ботвинник — В.Смыслов, 1985 — А.Карпов — Г.Каспаров). Трое выдающихся советских гроссмейстеров — Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Гарри Каспаров — были увенчаны на этой сцене лавровыми венками чемпионов мира.

В конце 1930-х годов в СССР возникла традиция проведения крупнейших художественных мероприятий: Декад и Дней культуры и искусства союзных и автономных республик, областей и краев СССР, зарубежных стран. Зал Чайковского стал одной из основных площадок этих творческих смотров. Весьма популярными были абонементы с участием народных хоровых, танцевальных коллективов из РСФСР (Воронежский, Омский, Северный хоры и др.), Украины («Думка», «Трембита»), других союзных и автономных республик СССР.

Зал имени Чайковского также был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров, артистов балета, Всесоюзных и Всероссийских смотров симфонических оркестров, академических и народных коллективов.

В 1950 году над сценой зала было водружено лепное изображение Герба СССР — варианта с 16 ленточками (по числу союзных республик, входивших тогда в состав СССР). И хотя в 1956 году союзных республик стало 15, и в структуру Герба были внесены соответствующие изменения, а в 1991 году канул в Лету и Советский Союз, публика Концертного зала имени П.И.Чайковского и в наши дни имеет возможность лицезреть старый советский герб — разумеется, теперь уже только как украшение интерьера и напоминание о прошлом.

В 1959 году в Концертном зале имени П.И.Чайковского появился новый орган, установленный чехословацкой фирмой «Ригер-Клосс» взамен прежнего инструмента фирмы «Э.Ф.Валькер» (Людвигсбург, Германия), который получил очень серьёзные повреждения при «путешествии из Ленинграда в Москву» и находился в неудовлетворительном состоянии. Новый инструмент стал «первой ласточкой» российской органной весны. Орган насчитывает 81 регистр. Длина корпуса органа 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших труб доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены четыре клавиатуры для рук и одна для ног, пульт снабжен контрольным сигнальным устройством. Первоначальная диспозиция органа была спроектирована двумя блестящими знатоками этого инструмента — Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал выдающийся музыкант-просветитель Гарри Гродберг — один из инициаторов установки органа и нынешний многолетний хранитель его традиций. Сейчас в зале регулярно проводятся органные фестивали и выступления крупнейших российских и зарубежных мастеров. В 2009 году Московская филармония отметила 50-летний юбилей органа, признанного общественностью и критиками одним из лучших в России. Все органные концерты сезона 2009–2010 проходили под девизом «50 лет органу Концертного зала имени П.И.Чайковского».

С 1962 года Зал имени Чайковского — одна из главных площадок Международного конкурса, который носит имя великого русского классика (в частности, в 2007 здесь проходили конкурсные прослушивания вокалистов). Но еще в 1958-м, сразу после Первого конкурса, произошло знаменательное событие, которое описал В.Дельсон в своей книге о Святославе Рихтере: «В жюри фортепианного конкурса входили виднейшие музыканты мира и, в том числе, Святослав Рихтер. Через несколько дней после окончания конкурса в Концертном зале имени П.И.Чайковского состоялся фортепианный вечер Рихтера, на котором присутствовали многие члены жюри, лауреаты и участники конкурса. Это было одно из лучших выступлений пианиста в сезоне. Был на концерте и получивший первую премию Ван Клиберн, много слыхавший о Рихтере ранее. Клиберн был поражен совершенством игры Рихтера, масштабом его искусства, глубиной и проникновенностью его дарования. “Если бы я слышал Рихтера раньше, до конкурса, я, наверное, волновался бы еще больше, зная, что он находится в составе жюри”, — говорил со свойственной ему непосредственностью молодой американский пианист».

В 1999 году в Зале имени Чайковского проходили прослушивания Пятого Международного конкурса струнных квартетов им. Д.Д.Шостаковича, а в 2004 году — гала-концерт Седьмого конкурса. В 2006 году — заключительный тур и гала-концерт Пятого Международного конкурса альтистов Юрия Башмета.

Разумеется, основой творческой жизни Концертного зала имени П.И.Чайковского всегда была и остается интенсивная концертная деятельность. Здесь выступают ведущие солисты, симфонические оркестры (Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского, Государственная академическая симфоническая капелла России, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Симфонический оркестр Мариинского театра и др.); хоры (Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка, Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова и Камерный хор Московской консерватории во главе с Борисом Тевлиным, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина); камерные оркестры: Государственный академический камерный оркестр России, «Вивальди-оркестр», «Виртуозы Москвы», «Московия», «Musica Viva», «Солисты Москвы», «Академия старинной музыки»; хореографические, фольклорные коллективы.

На сцену зала выходили такие прославленные музыканты, как пианисты Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Андрей Диев, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Николай Луганский, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Владимир Овчинников, Николай Петров, Виктория Постникова, Григорий Соколов, Любовь Тимофеева, Наум Штаркман, пианист и дирижер Михаил Плетнев, скрипачи Максим Венгеров, Татьяна Гринденко, Олег Каган, Гидон Кремер, Игорь Ойстрах, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Виктор Третьяков, скрипачи и дирижеры Светлана Безродная, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Андрей Корсаков, Владимир Спиваков, Сергей Стадлер, Максим Федотов, альтист и дирижер Юрий Башмет, виолончелисты Давид Герингас, Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, виолончелист и дирижер Александр Рудин, виолончелист и органист Александр Князев, органисты Людмила Голуб, Гарри Гродберг, Анастасия Сидельникова, Александр Фисейский, Олег Янченко, саксофонисты Игорь Бутман, Георгий Гаранян, певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Ирина Богачева, Ольга Бородина, Маквала Касрашвили, Тамара Милашкина, Анна Нетребко, Тамара Синявская, Владимир Атлантов, Паата Бурчуладзе, Александр Ведерников, Владимир Галузин, Юрий Лаптев, Сергей Лейферкус, Юрий Марусин, Евгений Нестеренко, Владислав Пьявко, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, Борис Штоколов, дирижеры Валерий Гергиев, Марк Горенштейн, Вероника Дударова, Николай Калинин, Джансуг Кахидзе, Дмитрий Китаенко, Эри Клас, Павел Коган, Теодор Курентзис, Дмитрий Лисс, Фуат Мансуров, Константин Орбелян, Валерий Полянский, Владимир Понькин, Гинтарас Ринкявичюс, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Симонов, Василий Синайский, Сергей Скрипка, Саулюс Сондецкис, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Марк Эрмлер, Владимир Юровский, Арвид Янсонс, Марис Янсонс, Неэме Ярви и многие другие.

Зал имени Чайковского по-прежнему остается главной сценой для выступлений таких прославленных коллективов, как ансамбли народного танца имени И.А.Моисеева, «Березка» имени Н.С.Надеждиной (руководитель Мира Кольцова), Ансамбль песни и пляски имени А.В.Александрова, Оркестр русских народных инструментов ВГТРК под управлением Николая Некрасова, Национальный оркестр народных инструментов России имени Н.П.Осипова под управлением Владимира Андропова, Хор имени М.Е.Пятницкого (руководитель Александра Пермякова), лучшие детские коллективы — Ансамбль песни и пляски имени В.С.Локтева, хоры под управлением Виктора Попова, танцевальный ансамбль «Калинка» и многие другие.

Не менее впечатляет список зарубежных звезд, оставивших след в славной истории зала: пианисты Ван Клиберн, Джон Огдон, Маурицио Поллини, Питер Донохоу, Даниэль Поллак, Юджин Лист, Пауль Бадура-Шкода, Брижит Анжерер, Паскаль Девуайон, Джон Лилл, Марк-Андре Амелин, Лейф Ове Андснес, пианист и дирижер Барри Дуглас, скрипачи Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Генрик Шеринг, Пьер Амойял, певцы Лора Клейкомб, Суми Йо, Катя Риччарелли, Барбара Хендрикс, Надя Михаэль, Барбара Фриттоли, Патриция Чьофи, Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер, Тео Адам, Николай Гедда, Роландо Виллазон, дирижеры Рафаэль Кубелик, Игорь Маркевич, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Эмил Чакыров, Даниэль Баренбойм, Лорин Маазель, Пауль Клецки, Бернард Хайтинк, Мишель Плассон, Ион Марин, Густаво Дудамель, органисты Иржи Рейнбергер, Жан Гийю, гитаристы Андрес Сеговия, Мария-Луиза Анидо, лучшие симфонические и камерные оркестры, хоры, инструментальные ансамбли из США, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Дании, Нидерландов, Финляндии, звезды мировой эстрады Ив Монтан, Шарль Азнавур, Поль Робсон, Марсель Марсо, Има Сумак, Карел Готт…

Только за несколько последних сезонов в Концертном зале им. П.И.Чайковского прошли концерты Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, Симфонического оркестра Артуро Тосканини, оркестра и хора итальянского фестиваля Arena di Verona, Молодёжного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара, ведущих камерных оркестров и ансамблей в рамках абонементов «Европейские виртуозы в Москве», Всемирного фестивального хора, лучших симфонических и камерных оркестров России, среди которых: Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Новосибирский академический симфонический оркестр, Уральский академический филармонический оркестр и многие другие.

Особая страница истории зала — праздники поэзии, литературные концерты. Еще в 1940- 1950-е годы на этой сцене выступали такие мастера художественного слова, как Всеволод Аксенов, Дмитрий Журавлев, Игорь Ильинский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Михаил Царев, Владимир Яхонтов. И, конечно, Ираклий Андроников, чье творчество и знаменитые «устные рассказы» составили целую эпоху в истории Зала имени Чайковского. Впоследствии здесь проходили творческие вечера Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Давида Самойлова, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Михаила Жванецкого, Эдварда Радзинского, выступления выдающихся артистов Московской филармонии, актеров театра и кино. Среди них Сергей Безруков, Олег Борисов, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Рафаэль Клейнер, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Антонина Кузнецова, Василий Лановой, Павел Любимцев, Владимир Меньшов, Дмитрий Назаров, Борис Плотников, Вениамин Смехов, Яков Смоленский, Георгий Тараторкин, Михаил Ульянов, Александр Филиппенко, Сергей Юрский. Здесь же торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Пастернака и 80-летие Александра Солженицына. В 2010 году популярнейший и любимый многими поколениями посетителей зала жанр литературных чтений справляет свое 100-летие, которое будет торжественно отмечаться на сцене Зала имени Чайковского.

Наступление нового века и тысячелетия стало и своеобразным рубежом в творческой истории Московской филармонии. Филармоническая жизнь становится гораздо более насыщенной и интересной, а роль и значение Концертного зала имени П.И.Чайковского — все более весомыми. Более того, в последние годы зал рассматривается как главная концертная площадка Московской филармонии. Здесь проходит около 300 концертов в год, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы (вместимость зала — 1505 мест).

Значительно шире и многообразнее стала палитра концертов и фестивалей, которые проводит в зале Московская филармония. К традиционному, проходящему с 1964 года фестивалю «Русская зима» в 2005 году добавились такие значительные события концертной жизни, также уже ставшие традиционными, как фестивали «Виртуозы гитары» и «Девять веков органа» (ныне это отдельные филармонические абонементы). Именно Зал Чайковского стал площадкой для проведения таких эксклюзивных циклов Московской филармонии, во многом определяющих ее творческий облик, как «Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звезды мировой оперы в Москве» и ряд других. Здесь проходили концерты фестивалей к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006), к 75-летию Родиона Щедрина (2007).

В последние годы Зал Чайковского значительно расширил свою деятельность, адресованную юным слушателям. Наряду с традиционными абонементами Светланы Виноградовой и Жанны Дозорцевой («Третьяковская галерея», «Музыка, живопись, жизнь») появились и новые циклы, и новые, в т.ч. интерактивные формы работы с юной аудиторией. Огромной популярностью пользуются абонементы «Сказки с оркестром» (с участием Академического симфонического оркестра Московской филармонии и ведущих артистов московских театров), «Большая музыка для маленьких» (ведущая Наталия Панасюк), «Классика — это классно!» (ведущий Евгений Бушков), «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев), «Музыкальная энциклопедия от А до Я» (ведущий Артём Варгафтик), «Приглашаем в сказку», «Хочу стать дирижером», «Удивительное — рядом».

Уже несколько лет зал находится в процессе обновления, и этот процесс постоянно дает свои плоды. Практически каждый сезон приносит артистам и посетителям Зала Чайковского, участникам и слушателям филармонических концертов новые впечатления. Здесь воплощаются в жизнь многие новаторские проекты. В сезоне 2004-2005 гг. в зале был проведён ряд независимых акустических экспертиз. В результате удалось усовершенствовать пространственную концепцию зала, расширить спектр его деятельности. В зале были установлены новые кресла, отреставрирован пол. Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер. Таким образом, филармония возродила идеи Всеволода Мейерхольда об этом здании как о театре универсальных возможностей. В ноябре 2004 года на обновленной сцене состоялся первый такой спектакль — «Пиковая дама» Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев, в роли Германа Владимир Галузин). Таким образом, был дан старт мощному «оперному движению» на сцене зала, результатом которого стали сценические версии опер «Очарованный странник» Щедрина, «Царь Эдип» Стравинского, «Четыре девушки» Денисова, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Милосердие Тита» Моцарта; концертные исполнения «Травиаты» Верди, «Алеко» и «Франчески да Римини» Рахманинова, «Кармен» и «Искателей жемчуга» Бизе, «Капулети и Монтекки» Беллини, «Ромео и Джульетты» Гуно, «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, «Орландо» Генделя, «Орфея и Эвридики» Гайдна, «Идоменея» и «Дон Жуана» Моцарта, «Евгения Онегина» Чайковского.

Летом 2006 года идея реализации проекта коррекции акустики Зала имени Чайковского получила дальнейшие импульсы. К концу года были проведены акустические измерения, и началась подготовка эскизного проекта, включавшего в себя три основных раздела: план расположения пассивных акустических поверхностей, необходимые рекомендации по средствам и материалам и эскизный проект электронной системы коррекции акустических параметров. Такая электронная система была впервые в России установлена именно в Зале Чайковского, предварительные замеры показали ее высокую эффективность. Назначение системы — создание отражений звука от несуществующих в действительности, но архитектурно «правильных» поверхностей стен и потолка зала. Отражения создаются сложными математическими алгоритмами на основе реального звучания зала, они не искусственны по своей сути. Система не усиливает звук со сцены, ее не слышно, как обычные колонки.

В течение последующих сезонов было установлено необходимое оборудование для создания в будущем оптимальной акустики зала при проведении концертов различных жанров: симфонических, камерных, вокальных, органных; закончен монтаж электронной части системы, проведена первая проверка работоспособности и новая серия акустических измерений, с уже установленными поверхностями на потолке.

В дальнейшем система будет постоянно находиться под контролем российских и зарубежных специалистов, независимых экспертов, а также музыкантов. Система может и будет меняться вместе с развитием зала.

Продолжены работы по улучшению акустики зала в области сцены. Установлены специальные поверхности на сцене и заменена задняя раздвижная перегородка. Это позволит значительно улучшить акустические параметры на сцене, что сделает более комфортной работу музыкантов. Цель этих работ — уменьшение так называемых зеркальных отражений в области сцены, вследствие чего улучшилась акустическая обстановка в партере.

В сезоне 2007-2008 годов в жизни Московской филармонии произошло поистине эпохальное событие: 10 декабря 2007 года в здании филармонии был открыт Камерный зал. В честь его открытия прошел концерт с участием Родиона Щедрина. Небольшой уютный зал на 98 мест с удачной акустикой предназначен для выступлений солистов, камерных коллективов, ансамблей старинной и современной музыки, творческих встреч, литературных концертов. Изначально предполагалось, что этот зал станет особой «территорией эксперимента»: с одной стороны, в области современной музыки, мультимедиа; с другой — своеобразной стартовой площадкой для молодых исполнителей. Так и получилось. Именно здесь филармония проводит абонементы, посвященные творчеству современных композиторов: «Автора!», «Персона – композитор», «Живая дорожка». В то же время с появлением Камерного зала обрела свой законченный вид «Программа продвижения молодых исполнителей» Московской филармонии — один из центральных филармонических проектов последних лет. Теперь одаренные молодые музыканты нередко начинают свой путь к филармоническому Олимпу именно в Камерном зале, с участия в концертах абонемента «Филармонический дебют». А далее наиболее успешные дебютанты поднимаются на следующие ступени этого проекта, становясь участниками абонементов «Молодые таланты» и «Звезды XXI века» уже в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Среди них — пианисты Вячеслав Грязнов, Екатерина Мечетина, скрипачи Алена Баева, Никита Борисоглебский, Иван Почекин, виолончелисты Борис Андрианов, Сергей Антонов, Александр Бузлов, уже, несомненно, ставшие подлинными звездами наступившего века «Программа продвижения…» дает уникальную возможность студентам, аспирантам и выпускникам российских консерваторий сразу выйти на высокий уровень: выступать на прославленных московских сценах с лучшими оркестрами, обрести своего слушателя, привлечь внимание критики, ну и, конечно же, ярко и полно раскрыть свой талант.

С началом сезона 2008-2009 гг. два зала Московской филармонии — Зал имени Чайковского и Камерный — были объединены в одно пространство общим входом через вестибюль Зала имени Чайковского. Таким образом, было закреплено родство двух филармонических залов: «ветерана» и «дебютанта».

2008 год оказался во многом переломным в современной истории Концертного зала им. Чайковского. Начались работы по восстановлению его исторического облика — разумеется, с учетом современных требований к строительству и реставрации залов. В смутные 1990-е годы руководство Московской филармонии вынуждено было отдать часть фойе своего здания в аренду коммерсантам. Многое из традиционного облика Зала имени Чайковского оказалось тогда утеряно, кое-что, увы, безвозвратно. К счастью, в последние годы ситуация изменилась к лучшему. За последние два года был построен вход в Камерный зал с уютным гардеробом и буфетом; создается удобная инфраструктура всего пространства концертного зала, позволяющая слушателям комфортно чувствовать себя при посещении концертов. В процессе реставрации был обнаружен пол первоначального проекта строительства зала — наливной бетон с мраморной крошкой, сохранившийся еще с 30-х годов прошлого века, а впоследствии «спрятанный» под перекрытиями более позднего времени. Отличительной особенностью пола является его рисунок: лучи, идущие от одной колонны к другой. Помимо этого, отреставрированы колонны, порталы, светильники, вся система освещения, сняты лишние перегородки, что теперь позволяет увидеть оригинальную архитектуру первого этажа. Восстановлены зеркальные колонны и банкетки, которые долгие годы были неотъемлемой частью и украшением фойе. Вместо прежних тяжелых дверей в зал установлены стеклянные, которые визуально не нарушают обзор архитектуры фойе. На прежнее место поставлен бюст П.И.Чайковского. Во всей этой работе руководству филармонии и реставраторам значительную помощь оказали рядовые любители музыки — те, у кого сохранились фотографии и описания исторического облика Концертного зала им. П.И.Чайковского. В дальнейшем реконструкция фойе будет продолжена.

Еще одним уникальным событием стало проведение в марте 2009 года Фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», созданного для продвижения новой музыки, поддержки молодых авторов и исполнителей, пропагандирующих актуальное искусство. Первый фестиваль «Другое пространство» представлял собой трехдневный марафон non-stop, в котором звучала музыка более 50 композиторов XX–XXI веков. «Территория» фестиваля объединила Камерный зал и т.н. «Трюм Мейерхольда» (бывший двухъярусный буфет в фойе Зала имени Чайковского), предназначавшийся великим режиссером-реформатором для монтирования механизмов раздвижной сцены. В июне 2010 года состоялся второй фестиваль, специально для которого были оборудованы еще две оригинальные концертные площадки: Roof_холл на крыше Зала имени Чайковского (где состоялся первый концерт фестиваля) и Craft_холл — в фойе партера и I амфитеатра.

История Концертного зала им. П.И.Чайковского неразрывно связана с историей Московской государственной академической филармонии. И по сей день этот зал является главной собственной базовой площадкой ведущей концертной организации России. «Трудно переоценить роль Московской филармонии в развитии музыкальной жизни нашей страны. Это своего рода университет, курс которого проходят и миллионы любителей музыки, и тысячи музыкантов», — говорил о Московской филармонии Д.Д. Шостакович. И в той славе, которую завоевала Московская филармония почти за 90 лет своей деятельности, как и в выдающихся филармонических достижениях последних лет, огромная заслуга принадлежит Концертному залу имени П.И. Чайковского. В самом деле, сколько поколений детей и взрослых приобщились в его стенах к волшебному искусству музыки, балета, танца, литературы, сколько выдающихся мастеров с волнением выходили на его сцену, сколько молодых талантов получили здесь путевку в большую артистическую жизнь!

Юбилейный сезон Зала имени Чайковского Московская филармония начинает рядом ярких музыкальных событий. Среди них — Большой фестиваль к 20-летию Российского национального оркестра (художественный руководитель Михаил Плетнёв); продолжение концертов в рамках Года Франции в России (концертное исполнение оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» с участием Лоры Клейкомб в четырёх главных партиях (!); концерты оркестра Радио Франс во главе с Мюнг Вун Чунгом и Национального оркестра г. Лилля (художественный руководитель и основатель коллектива Жан-Клод Казадезюс); выступление знаменитого барочного ансамбля Les arts florissants под руководством Уильяма Кристи); юбилейные концерты Квартета имени Бородина (к 65-летию) и оркестра «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом (к 20-летию); концерты Баварского государственного оркестра под управлением Кента Нагано, Симфонического оркестра Мариинского театра (во главе с Валерием Гергиевым, солисты Анне-Софи Муттер и Денис Мацуев), Молодежного симфонического оркестра СНГ под руководством Владимира Спивакова.

Для человека 70 лет — возраст «глубокой зрелости». Для Концертного зала имени П.И. Чайковского 70-летие — мощный творческий импульс, разбег для прыжка в будущее, начало новой жизни в историческом здании на Триумфальной площади.


Для продажи билетов и выкупа заказов на текущий репертуар работает касса №4 с 11:30 до

Далее
Топ клубов
Crocus City Hall

Мякинино
16 Тонн

Улица 1905 года
СК Олимпийский

Проспект Мира