electro   indie   pop
Швеция
Ли Люкке Тимотей Закриссон
Начало творчества: 2007
Lykke Li

LYKKE LI: Счастливое приобретение

Швеция давно научилась удивлять музыкальную общественность и продолжает это делать чуть ли не ежегодно. Ликке Ли (Lykke Li), чей псевдоним напоминает норвежское слово “lykkelig” – “счастливый” – и в самом деле можно назвать счастливым приобретением шведской инди-сцены. Интеллигентная поп-музыка в хрустящих, немножко капризных аранжировках, приправленная электроникой, фольком, роком и соулом в одном флаконе, по-детски чистый и свежий вокал и нежные мелодии – с такими козырями на руках 22-летняя певица легко завоевала шведскую сцену.

Ли Ликке Тимотей Закриссон (Li Lykke Timotej Zachrisson) родилась 18 марта 1986 года в Стокгольме. Семья ей попалась самая подходящая для взращивания ее артистических талантов: мать – профессиональный фотограф, отец – музыкант. В детстве ей приходилось часто переезжать вместе с родителями. Пять лет семья прожила в Португалии, не одну зиму Ликке провела в Индии или Непале, наслаждаясь максимальной свободой, какую только мог получить ребенок хиппующих родителей.

Лет в шесть ее идолом стала Мадонна, которая казалась ей самой стильной, самоуверенной и яркой звездой и образцом для подражания: “Я восхищалась тем, как она, начав с нуля и не обладая большим талантом, сделала все, чтобы осуществить свою мечту”. Первым диском, который Ликке купила сама, был альбом Мадонны “Immaculate Collection”. Уже в десятилетнем возрасте девочка узнала, что такое клубная жизнь и затяжные вечеринки. Родители повсюду брали с собой ее и младшего брата, который, случалось, засыпал прямо под колонками.

В трудном подростковом возрасте музыка стала для нее, как и для многих тинейджеров, драгоценной отдушиной, местом, куда она могла сбежать от всех, где могла быть такой, какой никогда не бывала в реальности. “Когда мне плохо, я включаю музыку, ложусь на пол и мечтаю, – признавалась она в одном из интервью. – Что бы я ни делала, меня не покидает ощущение, что все это кино, в котором я живу. Моя музыка – это саундтрек к моей жизни”.

Если говорить о музыкальных влияниях, то, переболев в раннем детстве Мадонной, в юности Ли Ликке переключилась на более оригинальных артистов – Кейт Буш (Kate Bush), Shangri-Las, Velvet Underground. Позднее этот “пантеон” любимых исполнителей пополнился новыми, причем очень разными именами: Dizzee Rascal, A Tribe Called Quest, Эми Уайнхаус (Аmy Winehouse).

Что касается других источников вдохновения, то Ликке обожает визуальное искусство, литературу и живое общение. Ее вдохновляют талантливые фотографы, интересные книги и самобытные люди, которые живут полной жизнью. Один из самых любимых режиссеров – испанский маэстро Педро Альмодовар, в трагических и ироничных фильмах которого почти все женские персонажи в душе лесбиянки.

Стоит отметить, что, помимо музыки, Ликке много занималась танцами. С пяти лет она брала уроки хореографии, а дома смотрела клипы Мадонны и Майкла Джексона и повторяла их движения перед зеркалом. В старших классах школы она какое-то время работала на подтанцовках в разных шоу на шведском телевидении. Но ей это скоро наскучило – она хотела творить.

Известность не свалилась на нее как снег на голову. К своей цели она шла долго, пользуясь любой возможностью проявить себя. Она играла и пела в разных группах, готовила демо-записи своих композиций, знакомилась со всеми, кто мог бы ей помочь, писала письма и отправляла свои треки на мейл рекординговых компаний. В 19 лет, как когда-то Мадонна, юная шведка приехала в Нью-Йорк и окунулась в концертную жизнь, исполняя в клубах свои и чужие песни и отвоевывая внимание публики. Тогда же она обзавелась и псевдонимом, переставив два первых имени и превратившись в Ликке Ли.

Но произвести впечатление на американских издателей ей так и не удалось. Начинать музыкальную карьеру пришлось на родине, хотя артистка не очень любит Швецию и не ощущает себя стопроцентной шведкой. “Отец постоянно советует мне уезжать из Швеции при первой же возможности, – рассказывает Ликке. – Я бы с удовольствием жила в Аргентине, пила красное вино и общалась на философские темы или поселилась в Нью-Йорке и давала концерты”.

Вернувшись домой, Ликке, уже накопившая достаточно материала для дебюта, создала собственный рекорд-лейбл LL Recordings, чтобы самостоятельно контролировать весь творческий и коммерческий процесс. В тандеме с продюсером Бйорном Иттлингом (Bjоrn Yttling), за плечами которого была успешная работа с проектом Peter Bjorn And John, артистка занялась подготовкой дебютного мини-альбома “Little Bit” (2007), а затем и первого лонг-плея, получившего название "Youth Novels” (2008). Хрупкий, по-детски чистый вокал Ликке продюсер окружил целым цветником звуков, украсив этот букет такими уникальными инструментами, как теремин, казу, челеста и клавесин. Они создавали, наряду с традиционным рок- и поп-инструментарием и аккуратно дозированной электронной фактурой, приятный во всех отношениях и грациозный саунд. Альбом отличался и стилистическим разнообразием, скрестив хип-хоп, фольк, блюз старой школы, инди-поп, электро, соул и рок.

“Это очень личный альбом, – рассказывает певица, выступившая соавтором всех композиций наряду с Иттлингом. – В нем все вращается вокруг меня. Я по натуре, как бы это сказать, эгоцентристка. Мне очень нравятся певцы, которые всегда знают, о чем и зачем поют, тогда их искусство становится по-настоящему искренним. Я должна быть честной со слушателями”.

Ее искренность и естественность, нежная мелодичность и образная выразительность ее песен нашли массу поклонников на родине и по всей Европе. В Швеции альбом “Youth Novels” стал лидером хит-парада, а в Великобритании вызвал горячий отклик в музыкальной прессе. Певица начала появляться в эфире шведского MTV, а видео на песню “Little Bit” номинировалось на шведский аналог Grammy. Не смогли пройти мимо этого релиза и американские лейблы. В Штатах “Youth Novels” выходит летом 2008 года.

А тем временем артистка концертирует по европейским окрестностям, знакомя слушателей со шведским вариантом современной инди-музыки, которая тем понятней широкой аудитории, что Ликке пишет тексты на английском языке. Ее живые шоу производят не менее сильное впечатление, чем студийные записи. К сцене у нее особое отношение. “Вообще я очень застенчивая, – признается Ликке. – Я никогда не стала бы откровенно рассказывать о человеке, с которым сейчас строю отношения. Однако на сцене все меняется. Шоу – это все. Я отдаюсь ему целиком. Как будто решается вопрос жизни и смерти. Я должна отдать все, что могу, даже если потом меня будет бить нервная дрожь. Скажем, моя сестра в жизни – боец, звезда. А я, наоборот, очень тихая. Зато на сцене я могу сделать все, чего не могу в реальности. А она умерла бы со страху от одной мысли, что ей придется выйти на сцену”.

Восходящая звезда Lykke Li – одна из тех, чье имя мир узнал благодаря бездонной музыкальной копилке-шкатулке Myspace, поп-звезда будущего, шведская кайли миноуг.
С успеха ABBA начался стремительный подъем шведской поп-музыки, и года не проходило, чтобы на сцене не появлялась популярная группа или исполнитель из Швеции. «Европа», «Роксетт», «Army of Lovers», «Vacuum», «Кардиганс» - это всего лишь начало первой шеренги по росту и популярности, в тени остались многочисленные анонимные композиторы и авторы-исполнители, уже не секрет, что самый коммерческий хит Бритни Спирс «Baby One More Time», который стал для нее настоящим прорывом и вывел на первое место в американских хит-парадах написан Максом Мартином. В очереди за специально написанными хитами в Швеции засветились: Мадонна, Backstreеt Boys, Take That, Дженифер Лопез и многие другие. Думаю, фото шведского композитора Денниза Попа у них вставлено в обложку собственного паспорта, как самого дорогого человека на свете, подарившего бесценное наследство - популярность.

Группа АВВА и ее звукорежиссер Майк Третов создали во времена расцвета в 70-ые годы свой особый саунд которому многие все еще подражают, согласно подсчетам шведской организации Export Music Sweden за 2005г. шведский музыкальный экспорт принес государству доходы в размере 3.1 миллиарда шведских крон, из которых 1,1 миллиарда являются доходами от роялти.


За последние годы наибольших успехов добились прежде шведские инди-группы, бурное развитие инди-попа привело к тому, что многие композиции этого жанра приобрели известность за пределами своей страны и завоевали фанов во всем мире.

Об одном таком успешном шведском дуэте «The Knife» с мрачным электро данс роком мы уже декларировали на страницах «актуальных проектов». Брат и сестра Дрейеры, выпустив свой второй альбом «Silent Shout», получили благословение на высокопрестижном портале Pitchfork по результатам голосования музыкальных критиков за 2006г., в этом же году проект стал лауреатом премии Грэмми по шести номинациям, за которой музыканты так и не дошли, сославшись на головную боль от подобных шумных корпоративов.

О Гонсалесе – еще одном шведском инди-попере мы не писали, его авторские работы были проданы миллионными тиражами по всему миру, сама Кайли Миноуг «захотела» его, чтобы дуэтом исполнить мировой бестселлер Can’t Get You out of My Head.

Не многим другим странам удалось с такой легкостью продвинуть свою музыку на глобальный рынок, поделенный «американо мучачо» и другой цветастой братвой. Невольно напрашивается вопрос: «Почему именно Швеция?»

Теорий на этот счет существует множество:
- некоторые считают, что шведская муниципальная музыкальная школа, где дети за низкую плату имеют возможность научиться игре на разных инструментах, с раннего возраста закладывает основу знаний и воспитывает интерес к музыке.
- другие подчеркивают важность того факта, что шведы обладают тенденцией быстро воспринимать новые тренды в музыке, кино, моде.
В последние годы свое дело сделал и Интернет, благодаря глобальному виртуальному рынку многие шведские музыканты распространяют свою музыку, завоевывая популярность

Восходящая звезда Lykke Li – одна из тех, чье имя мир узнал благодаря бездонной музыкальной копилке-шкатулке Myspace, поп-звезда будущего, шведская «кайли миноуг».

Ли Ликке Тимотей Закриссон родилась 18 марта 1986 года в Стокгольме в семье творческой: мать – профессиональный фоторепортер, отец – punker-музыкант. Постоянно перемещаясь по миру с родителями, девочка наслаждалась свободой беззаботного детства то в Португалии, то в Индии, то в Непале, в Сибири только, наверное, не была.

С самого детства восхищалась Мадонной, считала ее идеальным образцом для подражания, первая купленная пластинка - альбом этой белокурой итальянки «Immaculate Collection».
Будучи подростком, музыка стала для нее главным лекарством, спасающим от одиночества, безысходности и девичьих комплексов.

«… я дочь родителей-хиппи, которые всю жизнь путешествовали по миру, помню, как мы ночевали в доме одной алжирской проститутки в Марокко, вместо слива в ванной вода стекала в очко, вырытое в земле, на ней же мы и спали, а в это время кто-то обслуживал клиента, и мог случайно наступить в темноте на тебя…»

Поклонение Мадонной сменилось увлечением панком, электроникой, творчеством раритетных Кейт Буш, Shangri-Las, Velvet Underground, а также новомодных трендовых Dizzee Rascal, A Tribe Called Quest, Аmy Winehouse

Всестороннее любопытство и интерес к литературе, кинематографу, визуальному искусству, хореографии становятся основными стимуляторами для творческого движения наверх.

Она играла и пела в разных группах, сочиняла сама, знакомилась со всеми, кто мог бы ей помочь, подбрасывала демо-треки к офисам рекорд-компаний. В 19 лет юная шведка приезжает в Нью-Йорк, тусуясь по клубам и ресторанам исполняет свои-чужие песни, первое впечатление от роскоши и богатства американского образа жизни сменилось разочарованием и депрессией.

Вернувшись в Швецию, Лике Ли, накопившая достаточно материала для дебюта, создала собственный рекорд-лейбл LL Recordings, в тандеме с продюсером Бйорном Иттлингом, за плечами которого была успешная работа с проектом Peter Bjorn And John, певица занялась подготовкой дебютного мини-альбома “Little Bit” (2007), а затем и LP «Youth Novels” (2008).
«… Мы хотели сделать альбом, который был бы одновременно и danceable и акустическим, экспериментировали с искаженными пианино, которые не звучали бы как рояль, и marimbas, которые бы не были похожи на marimbas…»
«…мои родители научили меня не бояться людей разных культур, я никогда не могла видеть себя, проживающей только в Швеции, отсюда такое стилевое разнообразие…»
Лике Ли удалось развить свой характерный эклетичный стиль с элементами фолка, джаза, поп-музыки, психоделии и этники.


Lykke Li - Breaking It Up


В Швеции альбом “Youth Novels” стал лидером хит-парада, певица начала появляться в эфире шведского MTV, а видео на песню “Little Bit” номинировалось на шведский аналог Grammy, позже альбом был выпущен и в Америке.

«…это очень личный альбом, в нем все вращается вокруг меня. Я по натуре, как бы это сказать, эгоцентристка. Мне очень нравятся певцы, которые всегда знают, о чем и зачем поют, тогда их искусство становится по-настоящему искренним. Я должна быть честной со слушателями…»

Мечтательные мелодии, симфонизм, отголоски творчества Кэйт Буш, Badalamenti, кинематографичность, очень необходимая звуковая среда для размышлений и хорошее снотворное средство.

Голос певицы, сознаемся, имеет очень необычный регистр, он мастерски убедительно пропевает детали, смачно интонируя в бесконечно монотонной амплитудной импровизации, жалко так, жалобно.

Музыка медленная, сдержанная, простая и печальная, нет в ней даже намека на скабрезность и внутреннюю распущенность, все девственно и аскетично. Что это, современное лицо инди-поп-певицы, или новая мутация drum’n’bass, понять сложно, а нужно ли.

Далее
Lykke Li Lykke Li Lykke Li Lykke Li Lykke Li Lykke Li Lykke Li Lykke Li